Белая Церковь путь сквозь века
[19]
из истории города Белая Церковь
|
церкви города
[5]
история создания церквей города
|
Памятники города
[9]
История создания памятников города
|
Здания города
[1]
Исторические памятные здания города
|
Улицы города
[3]
Улицы города
|
Водоёмы города
[1]
Водоёмы города
|
Трипольская культура
[1]
Трипольская культура
|
Климат [1] |
Ландшафтная характеристика
[0]
Ландшафтная характеристика белоцерковского района
|
Главная » Статьи » Белая Церковь путь сквозь века |
МИКИЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Микильская церковь заложена 25 августа 1706 года гетманом Иваном Мазепой и белоцерковским полковником Константином Мазиевским.
Мазепа облюбовал Белую Церковь в расцвете своего могущества. За народными пересказами, он собрал в здешнем замке все свои сокровища после доноса Петру о «измене» фастовского полковника Семена Палия. Рассчитывая закрепиться в Белой Церкви надолго, гетман заложил здесь церковь. Об этом свидетельствует надпись, высеченная на металлической пластинке, найденная в 1842 году в фундаменте северной стены: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа основанная сия церковь въ честь и память Святителя Христова Николая при державе Большого Государя царя и Большого князя Петра Алексеевича и благородного Иоанна Степановича Мазепы, гетмана войска, его царского присветлаго благородного раба божьего Константина Мазиевского и основателей храма сего при святительствовании его милости отца Варлаама Яснинского – архиепископа митрополита Киевского и Галицкого и всея России и положены суть здесь мощи святых мучеников Аноима, Арпинея, и св. Великомученицы Варвары в лето 1706 года, дня 25-го». Эта пластинка и святые мощи, о которых вспоминается в надписи, хранились в крестообразном углублении большого известняка, заложенного в фундамент при основании храма.
Место для церкви было избрано не случайно. Один из ее исследователей преподаватель Киевского университета Бутник-Сиверский писал, что в 1838 г. неподалеку от Микильской церкви О.В. Браницкая строит Преображенскую церковь, колокольня которой была построена среди руин алтарной части какого-то древнего храма.
План храма не имеет аналога среди памяток украинской архитектуры ХVІІ – ХVІІІ веков. Его размеры напоминают размеры таких древних храмов, как Ирининская церковь в Киеве (в 1037 г.), Успенский собор Елецкого монастыря и др.
В начале ХVІІ ст. сооружается деревянная большая церковь святого Николая, какая была на то время главным храмом города. Перед ней находилась торговая площадь. В церкви в 1622 г. был Иерусалимский патриарх Феофан, в 1639 р.- Ян Казимир, а в 1651 г. – Богдан Хмельницкий. Остатки ее были найдены в 1839 г. при перестилке пола современной Микильской церкви.
Современная Микильская церковь заложена в 1706 г. на месте ее предшественницы. По плану – это большой трипрестольний храм, который не был полностью воплощен в камень, потому что такие события, как побег из Украины Мазепы, Прутский мир (в 1711 г.), передача Белой Церкви Польше помешали завершению строительства.
Поляки, преследуя православье, насаждали католицизм, а поэтому посвятили лишь южную часть храма как маленькую приходскую церковь. В до 1783 г. возле нее находилось кладбище.
В 1799 г. церковное здание пострадало от пожара. После освящения Преображенского собора в 1839 г. Микильская церковь прекратила свое существование. Северная часть ее была разобрана, а южная (нынешняя Микильска церковь) легла в руинах. И только в 1852 г. настоятелю Преображенского собора Петру Гаврииловичу Лебединцеву (1819-1896 гг.) – автору многих трудов из истории и археологии Киева и Белой Церкви, редактору «Киевских Епархиальных ведомостей» (в будущем кафедральному протоиерею, который, кстати, 6 мая в 1861 г. отправлял панихиду по телу Т.Г. Шевченко в Киевской церкви Рождества Христового на подоле) – удалось возобновить южную часть и сохранить ее для потомков.
Вместе с Преображенским собором Микильская церковь была украшением одной из главных площадей города в ХІХ ст.. – Соборной. В это время она приобретает современный вид, разукрашивается монументальной живописью, авторство которой не установлено.
Одной из реликвий церкви был кусочек «животворного древа» из Креста Господнего, вправленного в золотой крестик. За легендой это был подарок Браницкого князю Потемкину-таврическому в честь взятия им Очакова. В церкви хранились также редкие книги – «Евангелие» в золотой оправе (1634-1636 гг., Львов), «Евангелие» (в 1657 г., Московская типография).
Согласно описания церкви 1902 г., сделанному законоучителем Белоцерковской гимназии священником Н. Шараевским, в церкви были два старинных трехъярусных неполных иконостаса, датированных первой четвертью ХVІІІ ст.. – точная копия икон главного иконостаса Киевского Софиевского собора. Похилевич утверждает, что это живопись эпохи казачества и выполнен он в византийском стиле. За его предположением, часть икон перешла из Микильской деревянной церкви.
В начале ХХ ст.. богослужение здесь уже не велось. Эта церковь как действующее культовое сооружение была закрыта одной из первых в городе в 1926 г. Настоятель Преображенского собора священник О. Рудницкий переносит иконы, которые уцелели, на хранение в комнату около колокольни, чтобы впоследствии создать музей. По свидетельству старожилов, он действовал в 20-30 гг.
В середине 60-х гг.. церковное здание было капитально отремонтировано и в настоящий момент это прямоугольное в плане сооружение (14,6х14,8м), высотой 11,7 м, разделенное на два помещения – алтарь и южную часть. Северная часть отсутствует, и это делает здание асимметричным. Каждое из помещений имеет отдельный выход. Восточный фасад из возвышенной средней частью увенчивают три небольших бани. Под центральным сводом в нишах сохранились изображения ликов святых (среди них образ св. Николая).
| |
Просмотров: 1450 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |