Приветствую Вас Гость!
Четверг, 02.05.2024, 13:29
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Белая Церковь путь сквозь века [19]
из истории города Белая Церковь
церкви города [5]
история создания церквей города
Памятники города [9]
История создания памятников города
Здания города [1]
Исторические памятные здания города
Улицы города [3]
Улицы города
Водоёмы города [1]
Водоёмы города
Трипольская культура [1]
Трипольская культура
Климат [1]
Ландшафтная характеристика [0]
Ландшафтная характеристика белоцерковского района

Мои фото на Dream

Фотосток Bigstock

Реклама

Форма входа

People Group

Поиск

Зароботок на сайте

Друзья сайта

Продвижение сайта

Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Зароботок на сайте

.

Каталог статей

Главная » Статьи » церкви города

Церковь святой Марии Магдалины
Появление храма и его исторический путь в дореволюционную эпоху
        В середине XIX в. появление величественного каменного храма в провинциальном городке или деревне становилась событием для всей губернии. В некоторых уездах Киевщины на один кирпичный храм приходилось по 20, а то и 50 деревянных. Туристы, которые приезжают в наш город, порой высказывают недоумение: почему величественную церковь Марии Магдалины построили не в центре города, а в немного отдаленном Заречье, которое в XIX в. было пригородом? Чтобы понять выбор графини Александры Васильевны, следует окунуться в атмосферу жизни того времени. Именно в середине XIX в. в местечке Белой Церкви служил один из известнейших священников Киевщины - о. Петр Лебединцев. Он писал о Белой Церкви следующее: «Проезжему человеку эта Казачья твердыня не могла показаться чем-либо другим, как польско-еврейским местечком. Памятников, следов русской жизни не осталось никаких. Где была, по преданию, первая русская церковь, там красовался теперь костел, на месте другой православной церкви красовался панский дворец ... Вся экономическая интеллигенция состояла исключительно из поляков под разными наименованием: главноуправляющего, просто управляющего, маршалков и инспекторов.


         Польская речь слышалась в дворцах и костелах, садах и павильонах, в экономической канцелярия и друг учреждениях. Картину завершали, с одной стороны, несметные богатства, роскошь, великолепие, наслаждение без меры, покой и праздность без конца, а с другой - покосившиеся домики, загорелые лица и руки, и вечный, нескончаемый труд. Общее население Белой Церкви достигало тогда до 20000; из них половина жидов, горсть поляков, остальное православное крестьянство ". 
         Если учесть, что с «половины жидов» абсолютное большинство жило именно в центре городка, а православное население левого берега Роси - преимущественно на окраинах, то станет понятно, что Преображенского храма в центральной части Белой Церкви было достаточно. «Польско-еврейским» был именно центр. Статистика по 1902г. свидетельствует, что на территории Преображенской парафии проживало 9103 православных лиц, рядом с которыми на левобережной части города проживало 21906 евреев. То есть, на каждого православного здесь приходилось более чем по 2 иудея. На Заречье же ситуация была совершенно иной. Того же 1902 г. в Зареченской (правобережной) части города насчитывалось 4506 православных прихожан храма Марии Магдалины, рядом с которыми жил сравнительно небольшой еврейский кагал из 178 человек. То есть, здесь иудеев было в 25 раз меньше, чем православных. Поэтому Заречье в те времена меньше испытывало иноверцев и устойчиво оберегало святые православные традиции наших предков. Соответственно, православный храм был необходим именно здесь.


          Была и другая причина появления храма св. Марии Магдалины именно на месте, выбранном Александрой Васильевной. Если сейчас это место находится в достаточно тихой малолюдной части города, то в середине XIX в. мимо храма пролегла шумная торговая дорога, по которой шли целые караваны купцов, желавших побывать на знаменитых белоцерковских ярмарках. Кроме того, именно этим путем шли и огромные массы паломников, чтобы поклониться святым местам Киева. В те времена моста через Рось не существовало, а поэтому купцы и паломники на берегу реки должны были подолгу ждать или на паром, или на частных перевозчиков с собственным лодками. Причем, купцы со своим товаром могли переправиться только единственным в этом месте паромом. В многодневных ожиданиях своей очереди на переправу на берегу реки порой собирались тысячи людей. Многие из них бывали в величественном зареченском храме. Собственно, в те времена большие каменные храмы в основном и строили именно вдоль важных путей.
         Церковь Марии Магдалины была заложена еще при жизни Александры Васильевны. Когда же благочестивой графини не стало, то ее сыновья, хотя и были католиками, выполнили волю покойной матери. Уже 12 июня 1843 благочинный протоиерей (руководитель небольшого церковного округа) сообщил киевскому митрополиту Филарету (Амфитеатрову) следующее: «состоящие в моей части новопостроенные церкви - первая в местечке Белой Церкви, каменная, во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, а вторая в селе Ксаверовке, такая же каменная, во имя святой великомученицы Екатерины к посвящению уже готовые; в них изображения святых икон сделаны по приличию Православной Церкви и недостатка ни в чем не усматривается, о чем Вашему Высокопреосвященству смиреннейше доношу.»

Но предусмотрительный святитель Филарет, еще не получив этого сообщения, уже собирался в дорогу и на следующий день - 13 июня 1843 - вместе с высшим духовенством Киева и Белой Церкви освятил величественный храм св. Марии Магдалины. Вернувшись в Киев, он получил вышеуказанные сообщения о готовности храмов до освящения и собственноручно отметил: «сии церкви освящены мной - первая 13-го, а вторая 15 числа сего июня». 
           Церковь св. Марии Магдалины строили хорошие мастера - почти полвека она не нуждалась в ремонте. В те далекие времена, когда не существовало строительной техники, к строительству таких больших церквей относились весьма осторожно. Чтобы мастера допускали меньше ошибок и быстрее набирались опыта, использовались специальные типовые проекты, утвержденные высшими чиновниками Российской империи. Выбор этих проектов был небольшим и поэтому оба белоцерковские исторические храмы имеют близнецов. В частности, копии Преображенского храма есть в Одессе, Воронеже, Белграде. А точная копия зареченской церкви св. Марии Магдалины была даже на Киевщине - в с. Красиловке Таращанского района (кстати, строили также на средства графини А. В. Браницкой. К сожалению, этот храм был уничтожен в советские времена).
          Если относительно других храмов Киевщины в архивах хранятся десятки дел о ремонтах куполов, крыши, полов, иконостасов и т. п., то относительно Марие-Магдалинского храма имеются единицы таких документов.           
          Священники Заричанского храма занимались преимущественно благоустройством территории вокруг церкви. Например, настоятель церкви о. Георгий Татаров в 1877г. приобрел пустырь, находившийся у погоста и посадил там фруктовый сад. Какой то заречанский «доброжелатель» написал в Киев жалобу, обвиняя батюшку в захвате чужой земли. Киевский митрополит Арсений потребовал от о. Георгия пояснительной записки. Заречанский батюшка писал: «На это имею честь благопочтительнейше донести, что как площадка вне церковной ограды белоцерковской Мари-Магдалинской церкви, так и другая усадьба, бывшая до настоящего времени во владении дворянки Чаловской, приобретены мною от владельца имения графа Браницкого на чиншевом праве. При этом честь имею присовокупить, что на площадке, примыкающей к церковной ограде, никаких построек не предполагается, а с настоящий осени разводятся только под фруктовый сад деревья.». Так же приобрел священник и площадь перед храмом (современный двор школы № 13), поскольку, по словам о. Георгия, «на, той площадке сваливалась разная навозная нечисть и падаль, отравлявшая воздух от гнили вредными миазмамы , оскверняющими даже храм Божий, и потом я и развел уже на том месте приличный церкви Божий скверь». Наконец, церковный двор был приведен в полный порядок, и сотни тысяч паломников, купцов, путешественников имели возможность любоваться красотой церкви св. Марии Магдалины.
            Не обходили вниманием Заричанский храм и Киевские митрополиты, в ведении которых находилась эта парафия. Здесь неоднократно бывал митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров), а также его преемники - Арсений (Москвин), Платон (Городецкий), Флавиан (Городецкий) и другие.
            В частности, летом 1883г. в Зареченской церкви находился митрополит Платон (Городецкий). Вот что писали об этом в «Киевских Епархиальных ведомостях» : «Благословил хозяев, архипастыря поехал на Заречье Белой Церкви, в Магдалинскую церковь. По обычной встрече Владыка в алтаре имел разговор со священниками в их благосостояния, благосостояния их приходов и, между прочим, об обеспечении духовенства ; За сим говорил с прихожанами, во множестве собравшимися принять святительское благословение, в подражания в любви ко Господу Марии Магдалины, имени которой посвящен их приходской храм. Когда Владыка предложили прихожанам обычный вопрос: «довольны ли они своим священником», то последовал ответ утвердительный. Но получив затем жалобу на священника от нескольких лиц, владыка увидел возможность частных неудовольствий и интриг против священника и поручил расследовать дело». Далее автор этой статьи отметил, что "в Белой Церкви все три храма очень хорошее и чисто содержатся и благоустроены усердием графов и православных жителей с их священниками".
            Однако со временем даже у такого величественного храма оказался один недостаток - с ростом населения церковь св. Марии Магдалины начала 'тіснішати' и не вмещала всех желающих помолиться в воскресенья и праздники (на Заречье традиционно заботились о надлежащем уровне демографии. Если в 1858 г. в церковь Марии Магдалины было приписано 1903 прихожанина, то в 1899 -3294). Соответственно уже в 1894 г. настоятель храма о. Арефа Кукулевський писал в письме к Киевской духовной консистории: "Существующая в местечко Белой Церкви Мари-Магдалинская церковь не соответствует численности прихожан, тесна: в большие праздники зимой, а летом в каждое почти Богослужение едва вмещает в себя 2 / 3 желающих молиться. Настоит надобность в наступающее лето расширить церковь. Посему имею честь покорнейше просит консисториями сделать распоряжение о командировании в Белую Церковь епархиального архитектора для осмотра существующей церкви и для составления акта». Вскоре в Белую Церковь прибыл известный российский архитектор В. Николаев, под руководством которого строилось и реставрировано немало храмов благословенной Киевщины.
Он осмотрел храм и сообщил Киевскому митрополиту, что храм действительно стоит расширить и техническая возможность для этого существует. Был составлен план-проект будущей перестройки, который отправили на утверждение в Киев.
            В 1899 г. причт Марии-Магдалинского храма сообщал киевской духовной консистории следующее: «Согласно проекту, утвержденным строительным отделением Губернского правления и разрешения епархиального начальства, мы приступили к расширению и капитальному ремонту своей приходской церкви на Церковные же средства. Доселе на сей предмет израсходовано Церковных сумм вместе с пожертвованиями от прихожан около 5 тыс. рублей, но для окончательно приведения здания церкви в желательный благолепный вид по расчету мастеров потребуется еще более 2500 руб. Так, требуется еще: со стороны западного входа в церковь устроить вновь одну галерею, а две боковые окончить; произвести выемки в пяти стенах и подвести арки с карнизами; устроить одну огревательную печку, 39 оконных рам со вставлением в них до 150 стекол; окрасить церковь внутри с оновлением живописи и выбелить снаружи; в некоторых местах исправить жолобы и водосточные трубы и затем окрасить крышу на церкви, ее пристройках и колокольне; обложить цементом фундамент вокруг здания; устроить входные ступеньки при дверях с площадками из тесаного гранита; устроить винтообразный каменный ход на колокольню и произвести мелкие непредвиденные работы.
          Все это мы могли бы выполнить и на текущие церковные доходы, но на это потребуется времени не менее трех лет. Чтобы покончить с устройством своей церкви в одно текущее лето и таким образом сократить расходы на покупку материала, мы решили прибегнуть к займу из кассы взаимопомощи общества духовенства Киевской епархии на возможно выгодных условиях, нисколько не обременительных для церкви». Киевская духовная консистория разрешила зареченскому батюшке Арефу Кукулевському и церковному старосте Михаилу Кривенде взять кредит на условиях 6% годовых. На рубеже XIX-XX в. основные ремонтные работы были осуществлены, и в индустриальный XX в. Заречанская святыня вступила в кардинально обновленном виде.      
           Накануне революционных потрясений - в 1904 г. - православные жители Заречья беспокоили церковную власть по следующему поводу: «Церковь наша внутри приведена в благолепный вид: выбелена и украшена живописью. Но для полного благолепия необходимо вновь перекрасить и перезолотить Иконостас, который от начала установки его в церкви (1843 г.) доселе ни разу не красился и позолота на нем не возобновлялась. В настоящее время вид иконостаса крайнее неблаголепный.
           Покраска и позолота иконостаса - работа с потребным материалами оценивается знатоками в сумму до 1 тыс. руб. Если это будет выполнено, тогда внутри церковь будет в полном смысле благолепна.
          Затем снаружи здание церкви требует значительного ремонта: исправления водосточных жолобов, а также штукатурки, во многих местах обвалившейся; наложения штукатурки на вновь возведенных пристройку к главному корпусу церкви; наконец, окраски всего здания церкви снаружи масляной краской. Все эти работы с потребным материалами будут стоить около 2000 руб.». Прихожане вновь намеревались взять кредит и сообщали митрополиту, что "уплата долга не может обременить нашу церковь, т.к. наша церковь имеет ежегодно валового дохода свыше 4200 руб, в т.ч. чистой Свечной прибыли получает свыше 1500 руб. в год - а равно и задержки в уплате долга не предвидятся.» И снова на Заречье стали украшать храм. Именно таким - опрятным и ухоженным - вошел он и в советскую эпоху, когда ремонтировать храм стало опасно ...
Категория: церкви города | Добавил: NatByd (05.11.2010)
Просмотров: 2723 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: