Приветствую Вас Гость!
Суббота, 18.11.2017, 05:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Белая Церковь путь сквозь века [19]
из истории города Белая Церковь
церкви города [5]
история создания церквей города
Памятники города [9]
История создания памятников города
Здания города [1]
Исторические памятные здания города
Улицы города [3]
Улицы города
Водоёмы города [1]
Водоёмы города
Трипольская культура [1]
Трипольская культура
Климат [1]
Ландшафтная характеристика [0]
Ландшафтная характеристика белоцерковского района

Мои фото на Dream

Фотосток Bigstock

Реклама

Форма входа

People Group

Поиск

Зароботок на сайте

Друзья сайта

Продвижение сайта

Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Зароботок на сайте

Плановое техническое осблуживание

На сервере плановое техническое обслуживание


В связи с плановым обслуживанием сервера регистрация и авторизация в системе будут временно недоступны. По окончании работ в случае возникновения вопросов, пожалуйста, обращайтесь в службу поддержки.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства.
.

Каталог статей

Главная » Статьи » Трипольская культура

Трипольская культура
ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
Светлана Махлай
          Наблюдая за работающим человеком, понимаешь, что им руководит интерес и любопытство. Благодаря их существованию многие вещи в мире раскрываются и становятся объектами исследований.
          Наверное, нет ни одного археолога, который бы не интересовался и не исследовал пусть и малую частицу трипольской культуры. Но для определенных личностей именно трипольская культура была главной в общем развитии поселений нашей территории.
          Ее открывателем был Викентий Вячеславович Хвойко (1850-1914), чех по происхождению, он переехал в Россию в 1876 году. Некоторое время жил и работал в Киеве, в 90-х годах XIX в. начал проводить археологические раскопки. В 1896 году открыл первые местонахождение трипольской культуры, параллельно работал с захоронениями зарубинецкой и черняховской, исследовал палеолитические стоянки, скифские городища и ряд памятников Киевской Руси. Именно он выдвинул концепцию о автохтонности, исконности славянского населения в Среднем Поднепровье.             
          Интересовался вопросом трипольской культуры и знаток античной древности Э. Р. Штерн (1859-1924). Он побывал на XI Археологическом съезде, проходившем в Киеве в 1899 году, где были представлены вещи из раскопок В. Хвойка в окрестностях Триполья. Соглашаясь с мнением В. Хвойка, что новая культура идет впереди так называемых 'киммерийских могил', которые в то время считались самыми старыми на территории Украины, он отрицал гипотезу В. Хвойка по автохтонности трипольской культуры. Исходя из разнообразия трипольской керамики, он выдвинул мысль о наличии среди нее как местного, так и импортной посуды. Штерн считал трипольскую культуру за доисторическую греческую. А своими раскопками в 1902-1903 годах около с. Петрен в Молдове он соединил Трипольскую Днепрянскую культуру с культурами Балкан.
            Татьяна Сергеевна Пассек (1903-1968), еще один археолог, большое внимание которой было уделено исследованию трипольской культуры. Направление в этой - работе позволило ученому систематизировать и классифицировать множество трипольской керамики, накопившейся к тому времени в музеях Украины. Ставя перед собой цель всесторонне исследовать эту культуру, она пришла к выводу о необходимости раскрытия широких площадей, которые открывают все поселение в целом. Только точное изучение комплексов вещей и тщательная классификация их позволила Пассек уверенно учредить относительную периодизацию трипольских поселений и установить абсолютные даты для каждого из выделенных этапов. Кроме того, на большом фактическом материале она смогла показать генетическую связь всех этапов друг с другом.
             Весомый вклад в исследования и новые разработки трипольской культуры добавил также и Борис Александрович Рыбаков, русский археолог и историк, академик. Сама его статья в "Советской археологии" за 1965 год 'космогонии и мифология земледельцев энеолита' чего только стоит со своим объяснением загадочного внутреннего мира первых земледельцев Украины.
 
Хозяйство трипольцев
             Появившись на исторической арене в начале IV тыс. до н. э, трипольская культура просуществовала 1500 лет. На протяжении ее исследования ученые выдвинули несколько версий происхождения этой культуры. В частности, согласно Т. С. Пассек, корнями своим исходит она из Балкан, на территории Румынии памятникам трипольской культуры соответствуют достопримечательности типа Кукутени, основным в формировании культуры Триполье-Кукутени считает ученый было движение в нач. IV тыс. до н. э части носителей культуры Боян из Подунавья на юго-восток Трансильвании и центральную Молдову. Другой ученый С. Н. Бибиков решил, что в формировании трипольской культуры участвовали южные земледельческие племена. Согласно В. Думитреску в создании этой культуры принимали участие потомки носителей культуры линейно-ленточной керамики на территории Молдовы и культуры Боян. Историк В. Киричук представляет вниманию мнения археологов Г. Кларка и С. Пигота, обоснованные в монографии 'предысторические общества ", суть их в том, что территория Праукраины была прародиной индоевропейских народов, а трипольцы-ории были предшественниками индо-европейской этнической семьи, в том числе славян, а следовательно и украинцев. Этого мнения придерживаются и другие украинские и зарубежные ученые, в частности австралиец В. Чайлд, француз Г. Руа, украинские В. Паик и Л. Силенко. Но версий относительно происхождения культуры множество и окончательный ее аргумент, я считаю заблудился, потерялся где-то далеко в водовороте времени, но большинство ученых склоняются к тому мнению, что трипольская культура сложилась на территории Молдовы. Вся последующая история трипольских племен связана с расселением по Правобережной украинской лесостепи. Это было постепенное захватывание свободных или слабо заселенных иноэтническими неолитическими племенами ближайших территорий или имело характер волн, выливались на более отдаленные территории, преимущественно из района Попруття и Среднего Поднестровья.
             Появление на этой территории первых трипольских поселений уже указывает на отход от неолитических традиций и начало новой эпохи - энеолита.
             Население каждого трипольского района прошло свой особый путь развития и только изучение совокупности этих пройденных путей позволит выяснить историческое место и судьбу всей культуры. С резким расширением территории трипольской культуры ослабевают ее связи с центральными, коренными регионами, в результате чего разница в материальной и духовной культуре населения отдельных районов оказалась наиболее четко.
            Исследовательница трипольской культуры Т. С. Пассек, в отличие от В. В. Хвойка, выделившего 2 этапа развития культуры, разделила ее развитие на три этапа: ранний А (первая пол. IV тыс. до н.э.), средний В (вторая пол. IV тыс. до н.э.), поздний С (первая пол. - третья четверть III тыс. до н.э.). Каждый из этих этапов воспроизводит определенную ступень в развитии трипольского общества. На раннем этапе своего развития трипольские племена занимают территорию Среднего Поднестровья и Южного Побужья, на среднем культура распространяется в Верхнем Поднестровье, междуречья Южного Буга и Днепра и на Средний Днепр, а на позднем этапе трипольские племена заселяют новые территории - Восточную и Западную Волынь, Северо-Западное Причерноморье.
             Как уже известно, первые упоминания о Триполье появились благодаря исследованиям XIX в. В.В. Хвойка в Среднем Поднепровье, где им в районе Ржищева-Триполье были открыты и частично раскопаны более десяти поселений. А уже на сегодняшнее время на территории Украины известно около тысячи поселений трипольской культуры.
             Во время своего продвижения к берегам Днепра трипольцы вступили в контакт с местным населением днепро-донецкой неолитической культуры, основой хозяйства которых была охота, рыболовство и собирательство.
             Перечисляя основные черты поселений раннего этапа развития культуры, Т. С. Пассек называет сосуществования заглубленных и наземных глинобитных жилищ (площадок); наличие грубой кухонной керамики, а также сосудов с углубленным спиральным орнаментом, каннелюрами и гребенчатым штампом, появление единичных медных изделий и разнообразной пластики. Кстати, относительно медных изделий, то население энеолитической поры на территории Украины не имело собственных месторождений меди, а пользовалось готовым орудием и слитками металла, поступавших в процессе обмена с населением Балкан, где содержались и разрабатывались месторождения меди. Оттуда же были заимствованы зародыши производящих форм хозяйства, в частности земледелия, одновременно с основными зерновыми культурами.
             Археологическим признаком перехода от раннего к среднему этапу развития трипольской культуры является появление в керамическом комплексе поселений посуды, украшенной росписью. Вопрос происхождения росписи все еще остается дискуссионным. Преобладал роспись у племен Попруття и Поднестровье, а впоследствии распространился почти по всему трипольскому ареалу. Лишь племена первой волны расселения, жившие в междуречье Южного Буга и Днепра, не восприняли это нововведение, отдавая предпочтение старым раннетрипольским традициям углубленной орнаментации посуды.
             Такое разграничение по орнаментальным традициям дало основание выделить в культуре два ареала-западный и восточный. Первый - от Прикарпатской Молдовы к Днестру занимали кукутенськие племена, второй - от Днестра до Днепра - трипольцы. Своеобразие культуры восточного региона наиболее ярко проявлялась в материалах днепровских памятников, известные еще со времен В. Хвойка. Целесообразное изучение материалов по территории между Восточным Бугом и Днепром позволяет выделить несколько групп памятников, которые сменяли друг друга, тем самым проследить хотя бы в общих чертах процесс формирования самобытного локального варианта культуры, который заметно отличается от Триполья, более западных областей.
              Поселения трипольской культуры всегда располагаются по берегам крупных и малых рек, ручьев. Уже начиная с раннего этапа выбираются места, защищенные естественными препятствиями. Это преимущественно мысы надпойменных террас, ограниченные с нескольких сторон оврагами, а также поселения на возвышенностях среди заводей и на островах (Сологутив остров на Южном Буге, Шкаровка на Роси.
            В большинстве поселений, если они не имели хороших природных укреплений, жилья располагались в виде круга или овала параллельно друг другу, образуя замкнутый контур. Такое планирование характерно для ранних поселений. Часто застройка велась несколькими концентрическими кругами или овально. В рамках замкнутого контура жилья, вероятно, соединялись глинобитными стенами, образуя сплошную стену - линию защиты. Таких линий могло быть несколько, в зависимости от количества концентрических кругов застройки. Там, где поселения имели хорошие естественные укрепления (высокие мысы со стремительными неприступными склонами, острова), застройка могла вестись бессистемно или гнездами (Шкаровка). Каждое поселение, застроенный в виде замкнутого контура, предполагает существование незастроенной центральной площади, которая могла использоваться как загон для скота.
             Площадь поселений на большинстве территории, занятой племенами трипольской культуры всех периодов ее существования, колеблется от 1-3 до 50 га. Племя было собственником территории, в пределах которой время от времени мигрировали общины. Поселение застраивались преимущественно наземными деревянно-глиняными домами и углубленными (землянки и полуземлянки). Относительно наземных сооружений, то все они строились с применением дерева и глины, в которую примешивались полова или песок. Вокруг крупных поселений существовали небольшие поселки площадью 2 - 10 га, позволявшие лучше контролировать сельскохозяйственную территорию. Во время раскопок остатки их выглядят как скопления пережженной глины, залегающей на прямоугольной в плане площади. Поэтому среди археологов они получили название 'площадок'. Достаточное количество находок также и двухэтажных построек, между прочим при строительстве такого дома среднего размера 15 на 5 м только на перекрытия и потолок быть использовано около 25 м кв. древесины. Крыши двухэтажных зданий, судя по находкам, были двускатными.
             Встречаются глиняные модели жилищ двух видов - закрытые, те которые передают внешний вид и открытые - изображают интерьер. Относительно интерьера трипольского дома, то он включал купольные печи, различные вымосты (печки, для хранения посуды, продуктов питания и т.д.), ' жертвенники '.
             Большинство домов однокамерные, но довольно часто встречаются двух-и трехкамерные, причем почти каждая камера имеет печь. В двухэтажных домах жилым был, очевидно, только второй этаж, потому что именно здесь обнаружены печи. Первый этаж служил, видимо, за хозяйственное помещение, о чем свидетельствуют находки разных вымосток, соответствующих рабочим местам, скопление зернотерок, грузиков от вертикального ткацкого станка, ям-хранилищ. Пол первого этажа основном была земляной, но иногда выкладывался каменными плитами.
           Существует мнение, что трипольцы, меняя место поселения, что происходило каждые 50 лет, сами сжигали уже не нужные им дома. Считается, что делалось это в ритуальных целях, причем путем заполнения помещений дополнительным топливом. Основу экономики протогородов составляли земледелие и скотоводство. Домашние ремесла ориентированы на изготовление орудий труда, оружия, предметов быта, развивалось строительство. Существуют мнения, что в трипольских многокамерных домах проживал родовой коллектив, разделенный на семьи, которые вели совместное хозяйство.
          Во время раскопок поселений трипольской культуры добыто большие коллекции предметов материальной культуры. Самым массовым и самым чувствительным к хронологическим и территориальным изменениям материалом является керамика. По технологическим признакам посуда разделяется на две основные группы - кухонная и столовая. Кухонный практически на всех этапах развития представлен единственной формой - широковидкритим горшком с грубой поверхностью. В тесто добавлялись шамот, половая и толченые раковины. Значительно сложнее как по технологии, так и по количеству форм и орнаментов был столовая посуда. Встречаются сосуды с цилиндрическим горлом, миски, биконичные чаши, вазы, антропоморфные сосуды, покрышки. Украшались сосуды по всей поверхности врезным орнаментом, позаимствованным у населения культуры Боян. Основным в сюжетной линии был образ змея. В конце раннего этапа исчезает врезной 'боннский' орнамент и посуда украшается проглажеными линиями, каннелюрами, зубчатым штампом. Применяется инкрустация белой пастой. А уже в начале среднего этапа в отделке столовой посуды начинает применяться роспись, нанесенная перед обжигом, также остается традиция нанесения углубленного орнамента. Столовая керамика из хорошо очищенной глины желтого или беловатого цвета, иногда к ней примешивается песок, поверхность покрывается ангобом и расписывается. В начале позднего этапа преобладает отделка черной краской. Формы посуды, были самыми распространенными: конические и полусферические миски, кубки, биконичные и сфероконичные, грушевидные, кратерообразные сосуды, шлемовидные и конические покрышки, биноклеподобные, зооморфные сосуды.
               Широко распространенная у трипольцев антропоморфная и зооморфная пластика. С первой чаще встречаются женские статуэтки, а с зооморфной распространенное изображение быка, головами быков орнаментировали шейки кухонных сосудов и другие. В 1902 году А. Сириленко на материале В. В. Хвойка впервые классифицировала женские статуэтки. Функциональная роль фигурок для исследовательницы непонятна, и в частности Н. Н. Веселовский, трактовал их как игрушки, К. Гадачек и Е. Цегак связывали с культом мертвых (замена жертвы), В. Думитреску рассматривал антропоморфные статуэтки как образ божества - охранника, а В. В. Хвойко, Э. Р. Штерн и Г. Обермайер называли их просто идолами, Е. Ю. Кричевский связывает женские статуэтки с социальными вопросами (установлением матриархата) и предлагает их рассматривать в связи с культом предков, Т. С. Пассек считает, что статуэтки связаны с культом плодородия.
               На поселениях собраны большие коллекции орудий труда: каменные зернотерки , топоры, кремневые ножи, скребки, вкладные серпов, сверла, роговые проколки, мотыги, клювци, тесла, костяные проколки, кинжалы и т.д. Значительно, меньше орудий из меди.
              О социальном расслоении среди трипольцев свидетельствуют, в частности, сокровища и могильники. Наблюдение за количеством и качеством погребального инвентаря в могильниках Среднего Поднепровья позволяют выделить три социальные группы населения: племенную верхушку, племенную аристократию и рядовых членов общины.
             Об одежде трипольцев можно говорить лишь с отражений в пластике и рисунках на посуде и потому, что он изображался на предметах обрядового назначения, исследователи считают его обрядовым тоже, хотя не исключено, повседневная одежда могла быть похожа на него. Изготавливали его из тканей, меха и кожи. Женской одеждой, очевидно, было платье, подпоясанная в талии, с короткими рукавами, треугольным или округлым шейным вырезом, расклешенной юбкой, которая доходила до колен, а иногда заканчивалась каймой. Пояса использовались разной ширины и длины, нередко с кистями на концах. Обувь выглядела как полувысокие сапожки, часто отороченных мехом, или сандалий. Относительно мужской одежды, то о ней судить трудно, так как она изображена на пластике только перевязями, идущие через одно плечо или крест-накрест через оба. 
            Украшения у трипольцев также были распространены. На трипольских статуэтках они передаются техниками графики, росписи, рельефа. Это преимущественно один или несколько ниток бус или подвесок. Об их характере можно судить по находкам в могильниках, кладах, реже - на поселениях. Они изготавливались из меди, различных пород камня, янтаря, кости, рога, зубов животных, створок речных и морских моллюсков, фаянса, глины и представляли собой трубчатые и спиральные пронизки, подвески, кольца, амулеты, браслеты.
 
Трипольские поселения в бассейне реки Рось 
 
          Раскопки трипольского поселения около с. Шкаровка состоялись в 1969 году под руководством Е. В. Цвек. Поселение Шкаровского группы размещаются в пойме по берегам небольших рек или на мысах, возвышающиеся над заболоченной поймой. Площадь поселения в Шкаровке - 4-5 га. Для планирования характерно гнёздоподобное расположение застроек на расстоянии 30-40 м друг от друга, в жилые комплексы-дворы - входили и жилые, и хозяйственные постройки. Рядом с жилищами удлиненной прямоугольной формы стаёт характерным и новая 'Г'-образная планировка зданий.
          'Г'-подобное жилье - это преимущественно двухкамерное здание с пристроенными к нему сенями. Большинство камер были производственно-хозяйственного назначения и только одна жилая. Позже такие здания распространяются на территории междуречья Восточного Буга и Днепра. Новым в домостроении были: мощные, капитальные перегородки и купольные печи с дымоходами, появляются разного рода глинобитные возвышения: лежанки, алтари, части хозяйственного назначения. Стены зданий красятся в красный, белый и зеленый цвет. О перекрытии точно неизвестно: оно отсутствовало вообще, в некоторых жилищах было деревянным. В некоторых жилищах Шкаровки остатки обожженных столбов по центру дают основания считать, что их кровля была двухскатной.
          По посуде ведущую роль занимают грушевидные сосуды-хранилища (зерновики) и грушевидные вазы, имевшие тонкие стены со сложным смысловым орнаментом. Широко распространенны биноклеподобные сосуды. И новой формой в Шкаровке является кратер - посуда с округлым корпусом, небольшим отогнутым донышком и высоким воронкообразным венцом. Венчик украшался фестонами, выполненными лентой с углубленными линиями. Технология изготовления посуды совершенствуется. Широкое распространение получает восстановительный обжиг и лощение керамики, обычной становится постовая инкрустация сосудов. Самыми популярными формами становятся кувшины-амфоры и кубки разной величины, встречаются сосуды с широким корпусом (иногда имеют петлеобразные ручки). Со временем значительных изменений претерпела посуда, например грушевидные сосуды с углубленным орнаментом замазывают белой пастой, а вот биноклеподобные сосуды расписывают.
             Разведочные раскопки в с. Черепин Тетиевского района были проведены в 1929 году, потому что с этого пункта в Белоцерковского краеведческого музея были доставлены рисованная посуда трипольской культуры. В дальнейшем здесь заложили раскоп на Филипповой хуторе возле с. Григоровка черепинско сельсовета, здесь найдены посуда и точеки трипольской культуры, проложена траншея. Часть метериалов из раскопок передана в музей.
             Поселения трипольской культуры также известны под Тетиевом и Пылыпчой. В частности во время археологической разведки под Тетиевом в 1994 году были найдены фрагменты посуды и зооморфные статуэтки, что же касается Пылыпчи, то это случайная находка 1953 года - грушевидный горшок.
 
Духовная культура
 
            Для того, чтобы узнать хотя бы хоть каплю жизни трипольцев, а точнее почувствовать переживания и тяжести древних людей, нам придется тщательно проследить и пристально присмотреться к вещам, дошедшим до нас. Б. А. Рыбаков уделил немало времени для рассмотрения мировоззренческих проблем трипольцев, выяснение символики, что само собой уже несет ощутимые ростки только зарожденной религии (духовной культуры). Но для этого он прежде обратился к материальной культуре, к ее отделке и форме.
           Трипольский орнамент многообразен и очень сложен, поэтому при его разгадывании нужно искать несколько ключей. Главным является, конечно, мировоззрение и психология земледельцев. На позднем этапе в хозяйстве трипольцев возрастает роль скотоводства, появляется лошадь. Все это также отразилось и в орнаменте.
           Жизнь и благоденствие людей зависят от капризов природы, от смены стихий, и в конце концов от неба, солнца, дождя. По окончании вспашки и посева земледелец уже был бессилен вмешиваться в процесс вызревания урожая: возможность засухи или ливня с градом в течение трех летних месяцев держали древних земледельцев в постоянном напряжении. С этого бессилия перед природой рождались две версии заклинаний: одна связана с плодоносной силой зерна, плодородием земли и охраной посевов, другая состоит из напряженно-драматических обрядов, обращенных к небу, с моления о своевременном дожде и хорошей погоде. Небо с его 'запасами' небесной влаги, смена сезонов, коловорот времени - водоворот жизни - вот что стоит в центре мировоззрения земледельцев. Наблюдение за размещением орнаментации на сосуде трипольцев дают возможность предположить, что в их представлении мир состоял из трех частей. Сверху было верхнее небо (твердь небесная) - сокровищница, где хранятся небесные воды дождями проливаются на землю, давая жизнь всему живому. Далее шли нижнее небо и воздушное пространство, где размещались солнце, луна, звезды. Земля изображалась тоненькой полоской. Иногда на ней рисовались точки, есть, надо полагать, зернами, из которых вырастают растения. Поскольку ниже поверхности земли никаких изображений нет, представлений об особом подземном мире у трипольцев не существовало. Свидетельством этого может быть и отсутствие у них на раннем, среднем и начале позднего этапов обычая закапывать умерших или их сожженые останки в землю. Последний появляется лишь в конце позднего этапа, когда трипольцы начали смешиваться с населением других этносов, в которых такие представления о подземном мире, пожалуй, были.
             А. П. Погожева в своем труде 'Антропоморфная пластика Триполье "уделяет много внимания глиняной пластике древней культуры. Она считает, что земледельческие племена, кроме изготовления монументальных скульптур, занимались также изготовлением скульптуры малых форм. Это было заимствовано трипольцами от неолитического земледельческого населения культур Боян и Хаманджия. Но корни ее значительно глубже и ведут на Ближний Восток.
             Скульптурки лепились из глины и использовались в различных обрядах, связанных с верованием, которые, собственно, и обусловили их появление. То есть прежде всего они имели ритуальное назначение, а уже потом-эстетическое. Об этом свидетельствует схематизм антропоморфной пластики, где подчеркивалась главная идея-плодородия, тесно связана с основными отраслями хозяйства - земледелием и скотоводством. У трипольцев культ плодородия ассоциировался с образом женщины - матери - прародительницы. Идея связи женщины с землей воплощается в изображении растений в нижней части живота, об этом свидетельствуют примеси злаков и муки, которые прилагались в статуэтки. Наряду с схематизированном появляются портретные изображения лиц, фигуры становятся стройными, изящными. Эта трансформация отражает, вероятно, изменения, которые произошли, прежде всего, в идеологических представлениях трипольцев, этим же представлениям подчинены позы и жесты фигурок. Так, на раннем этапе у трипольцев преобладают сидящие в специальном креслице фигурки женщин. На развитом - стоячие, хотя есть и сидячие с ногами, согнутыми под прямым углом относительно туловища, а также полусидя. Случаются фигурки женщин с ребенком на руках - древнейший прообраз Мадонны, часто женщину - изображают беременной. Украшались фигурки углубленным, налепным или расписным орнаментом, который передает татуировку, элементы одежды, прическу, украшения, обувь и различные символы, связанные с ритуалом.
               Параллельно антропоморфной пластике существует еще и зооморфная. Это преимущественно фигурки крупного рогатого скота (быков, коров), а также мелкого рогатого скота (овец, коз), свиней, собак, медведей, оленей. Образ быка связывают то с образом женщины - матери, то с символом солнечного божества.
              Большую роль в религиозных представлениях трипольцев играл образ змея - ужа. Он был посредником между небом и землей и связывался с весенним пробуждением земли. Кроме того, существовал образ змея-дракона, стал олицетворением мужского начала. Его изображение на женских статуэтках трактуются как символ охраны плода, а на больших сосудах - зерновика он является хранителем их содержимого.
             Отправления культа происходило в основном, очевидно, в домашних святилищах, где строились специальные алтари, или жертвенники. Алтари крестообразной или округлой формы найдены при раскопках жилищ на многих поселениях. Воспроизводятся они и на моделях жилищ. С ритуалами были связаны и некоторые категории посуды, в частности так называемые биноклеподобные сосуды. К. Черныш рассматривает их как своеобразные антропоморфные скульптуры, поскольку отдельные их части символизируют людей с поднятыми над головой чашами. Б. А. Рыбаков считает, что биноклеподобные сосуды использовались в массовых обрядах 'поения земли'. Кроме биноклеподобных были и другие ритуальные сосуды, в частности, чаши на поддонах. Поддон состоял из двух - четырех достаточно реалистичных или стилизованных женских фигур, которые образуют круг, поднимают в небо огромную чашу. Эти чары использовались во время весенне-летних обрядов и связывались с магией небесной воды.
                Сложным у древних земледельцев было представление о жизни и смерти, которое прослеживается в погребальных памятниках. На позднем этапе в разных частях ареала распространения трипольцев возникают сразу несколько типов погребального обряда. Как отмечалось выше, именно на этом этапе начинает фиксироваться обряд погребения. О вере в жизнь после смерти свидетельствует то, что в трипольских домах оставляли целой посуду, зернотерки, некоторые орудия труда перед ритуальным сожжением. То есть еще недавно жилые помещения становились культовой достопримечательностью, где продолжали жить души умерших здесь жителей, которым оставлены вещи должны пригодиться в загробном мире. Сжигание же домов указывает на существование культа огня, с помощью которого осуществлялся переход из одного качества в другое. Так же вели себя и с гончарными печами. По наблюдениям исследователей, прежде чем оставить обжиговые камеры, их заполняли специально отобранными сосудами, было своеобразным жертвоприношением не только дань милости божества, которое занималось гончарством, но и с целью дальнейшего обеспечения производства. Этот ритуал был, очевидно, составной частью большого ритуала оставления поселений.
 
Дальнейшая судьба трипольцев
 
               Исчезновение с исторической арены усативского населения (что на Северном Причерноморье) связывают с массовой инфильтрацией племен ямной культуры в Северо-Западное Причерноморье и ассимиляцией ими трипольцев. Некоторые же группы усативцев низовья Прута и Дуная влились в состав новых этнических образований бронзового века на территории Молдовы и Румынии. Что касается других групп трипольского населения, то их исчезновение происходит с приходом носителей культур шаровидных амфор (на нашей территории это Среднеднепровская культура эпохи ранней бронзы), которые полностью перекрывают территорию, занятую в это время трипольцами. Очевидно, последние растворились среди пришельцев, потеряв первоначальный вид культуры. Однако, не исключено, что потомки их вошли в состав населения культур ранней бронзы, в частности культуры подкарпатской керамики.
Категория: Трипольская культура | Добавил: NatByd (08.02.2011)
Просмотров: 35795 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.4/8
Всего комментариев: 1
1  
hi

Имя *:
Email *:
Код *: