Приветствую Вас Гость!
Пятница, 03.05.2024, 11:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Белая Церковь путь сквозь века [19]
из истории города Белая Церковь
церкви города [5]
история создания церквей города
Памятники города [9]
История создания памятников города
Здания города [1]
Исторические памятные здания города
Улицы города [3]
Улицы города
Водоёмы города [1]
Водоёмы города
Трипольская культура [1]
Трипольская культура
Климат [1]
Ландшафтная характеристика [0]
Ландшафтная характеристика белоцерковского района

Мои фото на Dream

Фотосток Bigstock

Реклама

Форма входа

People Group

Поиск

Зароботок на сайте

Друзья сайта

Продвижение сайта

Система регистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов; форум, услуги продвижения и рекламы сайтов; контекстная реклама

Зароботок на сайте

.

Каталог статей

Главная » Статьи » Белая Церковь путь сквозь века

Формирование славянской культуры
ФОРМИРОВАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 
       В V-VI вв. начала формироваться собственно славянская раннесредневековая культура, тесная связь которой с Черняховской подтверждают археологические исследования.
       Борьба за Среднее Поднепровье длилась на протяжении VII-VIII вв .. Она способствовала формированию мощных союзов славянских племен - полян, древлян, северян, уличей. Среди них главную роль играли поляны. Они удерживали среднее течение Днепра, в частности его Правобережье от Стугны к Роси и Тясмину.
       Восточнославянских поселений существовало много, хотя по размерам они невелики. Села в нашем крае строились за одну - две мили друг от друга и насчитывали от 4 до 70 деревянных жилищ. Каждая новая группа поселений вырастала на расстоянии 30-40 миль. В центре возводились грады, т.е. укрепленные крепости, которые служили для защиты, проведение племенных сходов и культовых обрядов. Поэтому скандинавы называли наши земли «Гардарики», что значит страна укреплений.
        Из исторических источников (византийских, арабских и др.) нам известно, что уже в VII - VIII веках поляны вели достаточно большой обмен даже с далекими народами, а по мере его развития бесспорно росли и городища. Река Рось, как приток Днепра, связывала наше городище с этим великим путем «из варяг в греки», и поэтому оно постепенно превратилось в торговый центр, приобретая вид города того времени с «торжищем», складскими помещениями и зданиями для приема торговых гостей .
        Из различных источников мы узнаем и о быте наших предков. Поскольку наиболее распространенным было земледелие, то в разных писаниях упоминаются почти все нынешние виды хлеба (кроме гречки), из земледельческого орудия - соха, плуг, борона, мотыга, заступ , цеп, мололи же зерно на малых ручных жерновах.     
         Большое распространение среди крестьян приобрело разведение скота. Это обеспечивало их не только мясом и молоком, но и кожей для одежды и обуви. То же самое можно сказать о разведении лошадей, свиней, гусей, кур и голубей. Использование волов распространяло земледелие в широких масштабах. Хотя крестьяне часто имели собственный инвентарь, необходимый для обработки земли, они, как правило, объединялись в коллективы, или общины (в них входили кровные родственники нескольких поколений во главе со старейшиной), помогая друг другу. Позже община возникла на основе общности территории, объединяя соседей, не связанных кровно. Охотились в основном ради кожи. Кроме мяса, предпринимались и растительную пищу - хлеб, кашу, вареные овощи. Все, от бедных людей к князьям, пили чаще всего и больше всего меда.
         Одевались наши предки просто. Носили холщовые рубахи и штаны, из верхней одежды - свитки, на ногах - плетеные чулки и сапоги или лапти, на голове - шапку из какого нибудь меха или плетеную. В старых могилах с тех времен можно видеть остатки шерстяных и полотняных материй, льняного и конопляного полотна как грубого, так и тонкого ткачества, ременные пояса и у пояса - ножик, расческу, кожаная сумка с разным припасом - Огниво, маленьким бруском. У женщин были разные, в основном из проволоки, украшения. Богатые имели наряды из шелка, с греческой и арабской материи, златотканые парчи и золотые украшения.
         Еще с тех времен чужеземцы хвалят наших людей за искренность и радушие. Особенно интересно описывает антов VI в .. времен расселения византийский писатель Прокопий: они добры к чужеземцам, женщины их чрезвычайно верны своим мужьям и часто убивают себя, когда умирает муж. Очень любят свободу, но не сговорчивы, каждый тянет на свое и потому между ними бывают споры и кровавые драки. Анты любили повеселиться и поиграть, попеть и попировать. Всякие языческие праздники, а затем и христианские, семьи и похороны - все конечно справлялось с большой выпивкой.    
          В старом праве наших предков провинившимся не было смертной казни, их также и не калечили за вину, как то делали по византийскому и старинным немецким законам. Наказывали деньгами, сажали в тюрьму, а в худшем случае отдавали в рабство, чтобы отработал свою вину трудом. Тот же Прокопий указывает, что анты почитали единого бога, - бога неба, который посылает свет и молнию. Называли его Сварогом. Наши предки не заводили своим божествам огромных храмов, как и не имели сложной духовной иерархии - собственно это и объясняет относительно слабое сопротивление христианству со стороны их религии. И все же с приходом новой религии верования предков не исчезли бесследно. Под личиной христианства еще в течение веков среди них сохранялся религиозный дуализм, или двоеверие, состоявшее в соблюдении языческих по происхождению обычаев и обрядов (таких, в частности, как празднование прихода весны).
         На переломе VIII-IX вв. Киевское государство утвердило свою независимость и могущество под названием Русь. В Среднее Поднепровье вторглись дружины славяно - скандинавских колонистов, известных из летописи под обобщающим названием «Русь». О том, что это славяне, свидетельствуют арабские летописи: «О русских, то они есть племя из славян, они привозят меха бобров, черных лисиц и мечи из отдаленных частей земли славян к Румскому (Черному) морю ».
          Происхождение названия Русь окончательно еще не выяснено. Хотя часть исследователей пробовала ее выводить из реки Рось. Но не так важно происхождение названия, как то, что она означает. Имя Русь в X - XI вв было тесно связано с Киевщиной: если кто ехал из Новгорода, Полоцка или Суздаля в Киев, говорили, что едут на Русь. Это также доказательство, что Русь как государство зародилась и росла именно из Киева.
          По мнению известного украинского историка академика И.П. Крипякевича, это были те самые «Луччи люди» - старшины родов, воители, купцы, землевладельцы, которые с давних времен управляли государственной жизнью и теперь подняли государственную организацию на более высокую ступень развития. Для них особенно невыгодна и противна была хазарская власть, и они искали средства, как устранить хазар из Киева. Овладев им и «покорив соседние народы и поэтому чрезмерно возгордившись», они (русы), - по словам константинопольского патриарха Фотия, - занесли руку на самую Ромейскую (т.е. Византийскую) империи. Упрямое сопротивление киевским князьям оказали уличи. Однако в 940 г. воеводе Игорю Свенельду удалось «примучить их» и «возложить на ня дань».
          Уход в 40-х годах Х ст. основной массы уличей на запад открыл южные границы Руси, которые в конце Х ст. отодвинулись под натиском печенегов на линию реки Стугна.
          Лишь после победы Ярослава Мудрого в 1017 и 1036 гг над грозным противником Русь снова укрепляет позиции в Поросье. В 1036 г. печенеги последний раз напали на Киев. Ярослав разгромил орду так сильно, что она разбрелась и из украинских степей перешла на Дунай. На юге Ярослав раздвинул границу государства в степную полосу. Печенежская орда уже значительно ослабла: на нее напирали с востока другие кочевники - тюрки и половцы.
          Киевский князь укрепляет южное порубежье строительством оборонительных линий, переселением из внутренних районов Руси «лучших мужей». В 1031 г. поселяет вдоль Роси пленных поляков, а в 1031 г. строит систему пороских сторожевых крепостей. Как отмечает летопись, «в Лето 6540 (1032) нача Ярослав ставить грады по Роси».
           Наличие древнерусских городищ и могильников, датируемых XI вв, вдоль линии валов в Буках, Антонове, Самгородку, Малой Сквирци, Белой Церкви (летописный Юрьев), Володарке (летописный Володарев) свидетельствует об интенсивном заселении нашего края в годы правления Ярослава Мудрого. Наш город, как другие, представляет собой военизированное поселение.      
           Кроме военно-феодальных замков, южные рубежи укрепляются также «Змеевыми валами» - грандиозными земляными насыпями и рвами, которые протянулись вдоль левого берега Роси и Роставыци и до р. Здвиж. Остатки так называемой Ягнятинськой ветки Поросского вала, что составляет примерно 75 км, сохранились лишь около Ягнятина и Фурсов. Они в древнерусские времена имели вид деревянно-земляных стен высотой до 3,5 м и шириной 6-7 м, с напольной стороны перед ними выкапывались рвы шириной 5-6 м и глубиной 1,5-2 м. Рост торговли и военные успехи Киевского государства увеличивают богатства и усиливают значение господствующей верхушки - князей и бояр. Введение христианства освящает и идеологически закрепляет новый феодальный строй. Местный князь - боярин становится полновластным властителем города, поселяется в замке, укрепляет его, сооружает православную церковь.
         До нашего города приезжает много чужеземцев - купцов, ремесленников, греческих попов, - строятся новые здания и открываются различные мастерские. Впервые строились школы, вводилась письменность. Но классовое расслоение становилось причиной соперничества граждан и смердов против господствующего князя - боярина.
         Земляной вал обозначал границы Руси, а огороды вдоль него, в том числе и наш город, были своеобразными пограничными заставами, чьи гарнизоны пристально охраняли славный Киев-град.
         В конце XI в .. Поросская оборонительная линия была прорвана новым сильным врагом Руси - половцами, которые с середины XI в .. систематически опустошают ее окраины.
Категория: Белая Церковь путь сквозь века | Добавил: NatByd (02.11.2010)
Просмотров: 1185 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: